Опыт работы по интегрированному обучению школьников с нарушенным и сохранным слухом

Опыт работы по интегрированному обучению школьников с нарушенным и сохранным слухом 

О. Л. Беляева, И. И. Куншина

КГПУ им. В. П. Астафьева, МБОУ СОШ № 17 г. Красноярска 

Уже более тринадцати лет в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа  №17 г. Красноярска под научным руководством доктора психологических наук, профессора, заведующей кафедрой коррекционной педагогики КГПУ им. В. П. Астафьева Л. П. Уфимцевой практикуется совместное обучение школьников с нарушенным и сохранным слухом.
Первые классы для слабослышащих детей были открыты по инициативе их родителей, которые обратились в городское управление образования с просьбой обеспечить соблюдение российского законодательства (Семейного Кодекса), которое гарантирует всем детям возможность жить и воспитываться в семье.  До 1999 года семьи, в которых воспитывались слабослышащие дети, были вынуждены отправлять их  в краевую специальную (коррекционную) школу-интернат II вида г. Минусинска, поскольку красноярская школа для неслышащих обучающихся осуществляла обучение, согласно аккредитации, только по программе I вида. Такое положение дел: разлучение родителей с детьми и, как следствие, дисгармоничное развитие их личности, а также неестественный ход социализации, никого не оставило равнодушным, и до настоящего момента   в МБОУ СОШ № 17 получили образование 25 детей с нарушенным слухом, продолжает обучение на разных ступенях – 31 ученик.
Как показывает наш опрос родителей, среди преимуществ интеграции по временному, частичному и комбинированному вариантам (в данный момент в отдельных специализированных классах учатся 15 младших школьников, остальные слабослышащие ученики — в массовых классах) на первое место они ставят возможность полноценного речевого развития, формирование культуры общения, навыков слухового и слухозрительного восприятия, достижение качественной произносительной стороны речи.
  Шохина Елена Юрьевна:
- Моя дочь получила прекрасную речевую подготовку в детском саду (МБДОУ № 231 комбинированного типа г. Красноярска), у нас были отличные педагоги, мы им многим обязаны. Дома мы тоже активно занимались с Аленой. Поэтому я никогда ни на минуту не сомневалась в том, что  у нас есть все шансы продолжить обучение в школе вместе со слышащими детьми. Но в школу по месту жительства я не могла отдать своего ребенка, потому что Алена по-прежнему нуждалась в занятиях с сурдопедагогом. Тем более что во втором полугодии первого класса ей сделали кохлеарную имплантацию. А в семнадцатой школе работа с такими детьми отлажена уже годами, здесь осуществляют сопровождение интегрированных детей с нарушенным слухом опытные дипломированные сурдопедагоги, которые знают, как проводить слухоречевую реабилитацию.
Шохина Алёна, ученица общеобразовательного 5-го класса:
- Мне очень повезло, что я учусь в этой школе: моя первая учительница – Ольга Васильевна Кушнирук – самая лучшая! И все мои одноклассники тоже очень хорошие и дружелюбные, со многими я дружу. Я учусь на одни пятерки, даже по английскому языку, всё понимаю и слышу благодаря кохлеарному имплантату.  После уроков прямо здесь, в школе, занимаюсь с сурдопедагогом Ольгой Леонидовной. Занимаюсь плаванием, хожу в школу искусств вместе со слышащими. И благодарю всех, кто оказывает мне помощь!
Именно поэтому коллектив школы большое внимание уделяет процессу формирования  коммуникативной компетентности слабослышащих школьников, реализуя различные направления совместной деятельности в ходе интегрированного обучения. Среди них:
1. Организация интерактивных форм обучения на уроках, которые посещают ученики с сохранным и нарушенным слухом вместе. Особый интерес и радость приносят такие уроки ребятам, обучающимся по частичному варианту интегрированного обучения. Основное время они учатся в отдельном классе, но, в среднем, раз в 2-3 недели для них педагогами организуются совместные уроки чтения, окружающего мира, труда, изобразительной деятельности.  Конечно, предварительно проводится подготовка учеников к интерактивному общению.
Сначала мы формируем группы сменного состава из детей с разными слухоречевыми возможностями. Затем внимание учеников акцентируем на правилах и нормах речевого поведения в процессе интерактивного общения, после чего следует сама групповая работа. Учитель класса и сурдопедагог наблюдают за процессом их общения, следят за тем, все ли понятно слабослышащему ребенку, при необходимости регулируют этот процесс. Подведение итогов, презентация решения учебной задачи доверяется представителям группы, в том числе слабослышащим ученикам (в роли докладчика; содокладчика; слушателя-единомышленника, готового при необходимости поддержать ответ).
Наряду с учебным взаимодействием в форме интерактивного общения, мы используем и другие виды работ: переписка с одноклассниками, друзьями или учителем по заданной теме; подготовка заметок для классной или школьной газеты, выступления слабослышащих школьников по индивидуально подготовленным рефератам и т.д.
2. Проведение регулярных внеклассных и внешкольных мероприятий, в которых задействуются все ученики; посещение ими кружков, студий, секций.  Здесь вообще нет преград для общения, дружбы и взаимообогащения!
3. В течение ряда лет школа является базовой площадкой Института специальной педагогики Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. Поэтому третьим направлением является сотрудничество со студентами-волонтерами, которые проводят игровые практикумы в группах продленного дня с использованием игр, направленных   на формирование толерантного отношения  между всеми детьми. «Толерантные» игры имеют свои особенности, т.к. они направлены на:
-   развитие представлений ребенка о других людях на основе сопоставления себя с ними;
-   формирование представления обучающегося о себе, как неповторимой   личности;
-   приобретение знаний об окружающем мире.
Главной целью таких игр является организация сотрудничества, общение, саморегуляция, гармонизация отношений между:
- ребенком слабослышащим ® ребенком слабослышащим;
- ребенком слабослышащим  ® ребенком слышащим.
Использование данного практикума способствует преодолению многих трудностей, а главное — решает проблему включения слабослышащих детей в естественный процесс обучения, формирует и укрепляет их психологическое здоровье.
4. Предпрофильная подготовка старшеклассников, при этом слышащие и слабослышащие ученики также объединяются в одну группу занимающихся. Например, таким образом реализуется образовательная программа по предпрофильной подготовке «Формы вокруг нас» (автор программы педагог дополнительного образования – Беленькая Людмила Владимировна). Основной целью программы является подготовка обучающихся с нарушенным слухом, а также слышащих старшеклассников, к овладению прикладными профессиями.
Коллектив педагогов и учеников нашей школы – большая дружная семья. Доверительные отношения, уважение к ученикам, желание им помочь помогают достигать им высоких результатов в становлении, как личности, обучении в школе и в дальнейшем профессиональном образовании.
Наши выпускники – это студенты сибирского федерального университета, монтажного колледжа, аэрокосмического техникума, профессионального лицея № 11 и др.
Пятеро выпускников прошлого года – студенты общего со слышащими подростками учебного коллектива, будущие ювелиры.
С каждым годом в нашей школе становится всё больше учеников, которые пользуются кохлеарными имплантатами (сейчас их уже 10 человек). Вполне логично, что наилучший путь их  развития – это естественная слухоречевая среда, а значит – это школы, открытые для всех!

Понравилась статья? Расскажите друзьям!

Friend me:

Комментарии запрещены.