Формирование коммуникативной компетентности обучающихся с нарушенным слухом

Формирование коммуникативной компетентности обучающихся с нарушенным слухом в процессе предпрофильной подготовки  в общеобразовательной школе

Беляева О. Л., Беленькая Л. В.
Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17» г. Красноярска
 
С целью полной интеграции  выпускников с нарушенным слухом и обеспечения им доступной среды жизнедеятельности  в мире слышащих во многих городах страны все чаще используется интегрированная форма обучения. При этом интеграция не рассматривается как самоцель, а является средством формирования коммуникативной компетентности школьников, как одной из базовых платформ в обучении.
В городе Красноярске также с 1999 года практикуется совместное обучение школьников с нарушенным и сохранным слухом в общеобразовательной школе № 17, директором которой является И. И. Куншина. Под научным руководством  доктора психологических наук, профессора и заведующей кафедрой коррекционной педагогики института специальной педагогики Л. П. Уфимцевой здесь разрабатываются и внедряются разные технологии психолого-педагогического сопровождения слабослышащих учащихся в рамках временной и комбинированной интеграции.
Одной из таких технологий является реализация образовательной программы по предпрофильной подготовке «Формы вокруг нас» для обучающихся 9-10 классов с нарушенным слухом, которые в течение всех школьных лет обучались в специальном (коррекционном) классе по программе II вида  (для слабослышащих и позднооглохших детей).
В течение всех лет обучения слабослышащих учеников в общеобразовательной школе педагогическим коллективом регулярно организуются совместные со слышащими сверстниками мероприятия, кружковая и студийная деятельность и т.д. Таким образом,  к началу обучения на III школьной ступени, обучающиеся с нарушениями слуховой функции уже имеют определенный уровень сформированности коммуникативной компетентности [1].
Основной целью программы является подготовка обучающихся с нарушенным слухом к овладению прикладными профессиями.
Задачи программы:
  • развитие творческих способностей обучающихся на основе расширения знаний  инженерной графики и основ дизайна, получаемых в основной школе;
  • формирование умений практического применения общетехнических знаний;
  • развитие универсальных компетентностей, конструкторских способностей;
  • приобщение к графической культуре, к освоению графических способов передачи информации;
  • способствовать формированию эстетического, художественного вкусов, элементов общей культуры.
Концептуальные положения и принципы программы:
ü     Изучение тем «Форма и формообразование» и «Введение в графический дизайн», которые не входят в программу по черчению [6].
ü     Реализация межпредметных связей с геометрией, изобразительным искусством, дизайном, технологией. Связь с трудовым обучением выражается в применении таких  общих приемов работы как чтение чертежей, выполнение эскизов, использование измерительных инструментов и др. В процессе обучения предполагается использование опыта учащихся, приобретенного на занятиях по изобразительной деятельности. Связь с математикой проявляется в знании школьниками таких понятий, как точка, линия, луч, угол, плоскость, перпендикуляр, параллельность линий, геометрические фигуры и тела, подобие и др. [4, 5].
Для достижения цели и задач курса предусмотрены эффективные методы и приемы обучения, в том числе:
  • элементы ИКТ;
  • компетентностно-ориентированные задания;
  • приемы технологии развития критического мышления и др.
Сроки реализации программы – год (34 часа, 1 час в неделю).
Образовательные результаты: по окончанию курса обучающиеся должны знать:
- понятия «форма», «метод подобий», «графический дизайн» и др.;
- основы графического дизайна;
- основы моделирования и конструирования;
- этапы проектной деятельности.
Уметь:
- различать плоские и объемные формы, их свойства и основные характеристики;
- выполнять эскизы и технические рисунки в зависимости от задач и назначения;
- решать творческие задачи;
- выполнять композицию объекта или изображения, используя вариативность;
- подбирать цветовую гамму;
- применять полученные знания при выполнении творческих проектов;
- конструировать объект, видоизменять и усовершенствовать его по заданному условию.
Видеть:
свои перспективы для дальнейшего профессионального образования.
Для оценки достигнутых результатов школьникам предлагаются творческие задания на моделирование форм как образов и на выполнение эскиза продукта графического дизайна. Для контроля и оценки результатов обучения используется метод наблюдения за работой школьников, творческие проекты оцениваются по критериям.
Критерии по работе «Моделирование»:
- меню геометрических образов (количество и разнообразие);
- оригинальность образа;
- рейтинг обучающихся (определяется самими ребятами)
Критерии по работе «Логотип»:
- соответствие продукта заданию;
- соответствие изображения главной идее;
- соответствие логотипа основным принципам выполнения продукта графического дизайна.
В процессе реализации образовательной программы «Мир вокруг нас» необходимо соблюдать специальные принципы:
  • Принцип коррекционно-компенсирующей направленности обучения;
  • деятельностный принцип;
  • принцип усвоения основ наук в единстве с усвоением родного языка;
  • принцип развития слухового восприятия [2, 3].
В связи с этим важным условием усвоения программного материала учениками с нарушенным слухом является расширение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, отработка произносительных навыков, навыков слухозрительного и слухового восприятия [1]. Важным источником иллюстративного материала, эффективной технологией погружения слабослышащих обучающихся в тему является использование ИКТ. Для данного курса разработаны авторские презентации с заданиями по ходу показа. Предусмотрена игра «Танграм», в которую ребята играют на уроке и дома, а затем выполняют изображение найденных образов в тетради при помощи аппликации.
Творческий потенциал личности развивается посредством включения школьников в различные виды творческой деятельности, связанные с применением графических знаний и умений в процессе решения проблемных ситуаций и творческих задач. Процесс усвоения знаний включает в себя четыре этапа: понимание, запоминание, применение знаний по правилу и решение творческих задач. Этапы связаны с деятельностью по распознаванию, воспроизведению, решению типовых и нетиповых задач, требующих применения знаний в новых ситуациях. Для реализации этих задач создан пакет заданий по каждой теме (см. Приложение 1).
Систематическое обращение к творческим задачам создает предпосылки для развития творческого потенциала обучающихся, который реализуется при решении задач с элементами технического конструирования и моделирования.
Итоговой работой является создание логотипа для мероприятия школы. Школьники  создают его, учитывая свои интересы. Заключительный урок посвящается презентации проектов и их обсуждению. Для этого используется листок оценивания, где обучающиеся оценивают работы других по критериям:
- соответствует ли логотип заявленному мероприятию;
- передает ли изображение главную идею;
- учтены ли главные принципы выполнения логотипа и др.
Каждый ученик фиксирует результаты своего обучения в лист индивидуальных достижений (см. Приложение 2).
Практическая реализация данной образовательной программы доказала эффективность её использования в работе по предпрофильной подготовке школьников с нарушенным слухом: пятеро из семи слабослышащих выпускников среднего звена в сентябре этого года стали учащимися профессионального училища №20 г. Красноярска по специальности «Ювелир» и их обучение проходит совместно со слышащими сверстниками.
 
Приложение 1.
Учебно-тематический план
№ модуля
Название модуля
Название учебных занятий
Содержание деятельности
Кол-во час.
1.
Введение
1.1.
Знакомство с темой и вопросами курса
Познавательная беседа.
1
2.
Форма и формообра-зование
2.1-2.2.
Что такое форма?
Беседа с использованием ИКТ. Решение задач по ходу урока.
5
2.3-2.5.
Свойства форм
3.
Плоскост-ная графика
3.1.
Плоские формы
Использование ранее полученных знаний.
3
3.2.
Решение творческих задач.
3.3
Танграм
Выполнение чертежа
Компьютерная игра
4.
Объемная графика
4.1-
4.3.
Объемные формы
Использование ранее изученного материала. Беседа с выполнением заданий по ее ходу. Решение творческих задач.
5
4.4.
Элементы геометрических тел.
4.5.
Практическая работа по решению задач по теме «Объемные формы»
5.
Формы в технике, архитекту-ре, дизайне
5.1-5.3.
Многообразие форм
Беседа с использованием ИКТ. Решение задач и выполнение заданий по ходу урока.
9
5.4-5.5.
Моделирование
5.6.
Практическая работа по моделированию из пластилина
Моделирование формы
5.7-5.9.
Практическая работа по моделированию из бумаги
Моделирование с элементами проектирования
6.
Введение в графичес-кий дизайн
6.1
Графический дизайн: что это?
Беседа с использованием ИКТ. Выполнение заданий по ходу презентации
9
6.2-6.3.
Логотипы
6.4-
6.5.
Логотипы. Геометрические образы.
6.6-6.7.
Логотипы. Композиция.
6.8-6.9
Работа над творческим проектом и его презентация по теме «Логотипы»
7.
Заключи-тельный модуль
7.1.
Профессии архитектора, конструктора и дизайнера. Компьютерная графика и ее значение в современной жизни.
Беседа и рассмотрение примеров. Привлечение жизненного опыта. Практическая работа на компьютерах.
2
7.2.
Заключительный урок
Обобщение знаний.
Итого:
34
 
Приложение 2.
Дидактическое сопровождение
  1. Пакет заданий-карточек и творческих задач по темам.
  2. Авторские презентации «Что такое форма», «Свойства форм», «Многообразие форм», «Моделирование», «Графический дизайн», «Логотипы», «Логотипы. Геометрические образы», «Логотипы. Композиция».
  3. Рабочие тетради в клетку, лист индивидуальных достижений.
  4. Художественные материалы (фломастеры, пластилин, цветная бумага и др.).
  5. Чертежные инструменты.
Список литературы:
  1. Беляева, О. Л. Результативность интегрированного обучения слабослышащих учащихся в общеобразовательной школе / О. Л. Беляева // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. –  Красноярск. – 2008. – №1. – 124 с. С. 57 – 63.
  2. Беляева, О. Л. Реализация специальных дидактических условий в учебном процессе общеобразовательной школы при обучении детей с нарушенным слухом / О. Л. Беляева // Мат. международной научн.-практ. конф. «Проблемы и перспективы интегрированного, инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья». – Красноярск: государственный торгово-экономический институт, КГПУ им. В. П. Астафьева. – 2010. – 315 с. С. 221 – 225.
  3. Карпова, Г. А. Основы сурдопедагогики [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. А. Карпова. – Екатеринбург, 2010. – 304 с.
  4. Павлова, А. А., Жуков, С. В. Черчение для учащихся 9 кл. общеобразовательных учреждений. — М. : Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС. —  2003.
  5. Павлова, А. А., Жуков, С. В. Методика обучения черчению и графике: Учеб.-метод. пособие для учителей. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. —  2004.
  6. Титов, С. В. Занимательное черчение на уроках и внеклассных занятиях. – Волгоград: Учитель. — 2007.

Понравилась статья? Расскажите друзьям!

Friend me:

Формирование коммуникативной компетентности обучающихся с нарушенным слухом: Один комментарий

  1. Уважаемые педагоги школ для детей с нарушенным слухом! Читайте и применяйте эту программу!