Адресная государственная поддержка развития дошкольного инклюзивного образования в России

Дядяева Г. В., Беляева О. Л.
Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева,
МБДОУ «Детский сад №194 комбинированного вида» г. Красноярска, Россия
 
Адресная государственная поддержка развития дошкольного инклюзивного образования в России
В России, как и во многих других странах, полем широких и глобальных преобразований стала система образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. При этом российские ценности не изменились коренным образом, а только дополнились новой альтернативной формой образования, которым стало инклюзивное образование [2].
Одним из необходимых условий внедрения данной формы и её закрепления в образовательном пространстве как равноправной и успешной альтернативы специальному образованию является адресная государственная поддержка.
Красноярский край является одним из передовых в России в развитии образовательной отрасли, в том числе по реализации национальных проектов. В крае активно реализуются краевые проекты и программы. Одна из них как раз касается  реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы по направлению «Распространение современных образовательных и организационно-правовых моделей, обеспечивающих успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов».
В рамках данной программы, которая напрямую поддерживает развитие инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья,  в мае 2013 года был объявлен конкурс на отбор образовательных учреждений, которые в последние годы даже при недостаточной нормативно-правовой основе интеграции и инклюзии и её материальной поддержке экспериментальными путями всё-таки пытались обеспечить успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
Теперь данные учреждения могли претендовать на адресную государственную поддержку своих педагогических начинаний, получить финансовое обеспечение, необходимое для дальнейшего развития практики инклюзивного образования.
 К конкурсу допускались образовательные учреждения, предоставившие проекты своей дальнейшей деятельности по созданию и распространению региональных современных образовательных и организационно-правовых моделей, обеспечивающих успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на разных образовательных ступенях [1].
Одной из проблемных детских групп, остро нуждающихся в охвате педагогической деятельностью, направленной на реализацию мероприятий по своевременной социализации детей с ОВЗ в здоровую среду, является группа детей с нарушенным слухом, которым была проведена операция по кохлеарной имплантации.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №194 комбинированного вида» г. Красноярска осуществляет обучение и воспитание имплантированных глухих детей. Обоснование необходимости реализации проекта «Современная образовательная и организационно-правовая модель комплексной (ре)абилитации и социализации детей, пользующихся кохлеарным имплантом» педагогический коллектив сосредоточил именно вокруг проблематики включения детей-пользователей кохлеарным имплантом в общеобразовательную среду, с которой можно познакомиться ниже.
Дети именно дошкольного возраста являются той группой, с которой комплекс реабилитационных мероприятий приводит к наилучшим образовательным и социальным эффектам, поскольку данный возраст является наиболее благоприятным для всестороннего развития человека, в том числе развития функциональных возможностей слуха и речи.  Слухопротезированные кохлеарным имплантом дошкольники являются первоочередными потенциальными кандидатами в первоклассники общеобразовательных классов массовой школы  при  соблюдении  условий по организации особого образовательного пространства  в дошкольном образовательном учреждении. Эти условия должны касаться решения следующих проблем:
  1. После операции по кохлеарной имплантации дети могут слышать, но способность понимать речь не развивается без специального комплексного сопровождения. Все они нуждаются в длительной (до 8 лет) слухоречевой (ре)абилитации.  Комплексное сопровождение включает в себя специальную деятельность сурдопедагога, учителя-логопеда, психолога, учителя-дефектолога, аудиолога; а также создание коммуникативного пространства для успешного слухоречевого развития и полноценного общения детей с КИ со здоровыми сверстниками. Создание данных условий возможно лишь при своевременной интеграции  и инклюзии каждого отдельного ребенка в коллектив нормально слышащих сверстников.
  2. Семьи этих детей также нуждаются в психологической, педагогической и информационной помощи и поддержке со стороны специалистов, обучении методике проведения занятий в домашних условиях.  (Участие семьи в реабилитации ребенка с КИ — главное условие успешного развития способности понимать речь окружающих).
  3.  Кадровая проблема: единицы сурдопедагогов, работающие с данной группой детей в различных образовательных учреждениях, обучались на курсах повышения квалификации для работы с имплантированными детьми; они не в состоянии справиться с приемом такого количества пациентов (в основном, это только специалисты краевого детского сурдологического центра).
  4.  Недостаточно специальных технических и дидактических средств для организации (ре)абилитационной деятельности с детьми с КИ (КИ – кохлеарный имплант, кохлеарная имплантация).
Администрация и педагогический коллектив МБДОУ «Детский сад №194 комбинированного вида» г. Красноярска предусмотрели в своем проекте пути и способы решения выше изложенных проблем, став одним из конкурсантов в отборочном туре стартовавшей программы на присвоение базовой площадки по накоплению, а затем и тиражированию положительного опыта инклюзивного образования.
Таким образом, целью дальнейшей деятельности дошкольного образовательного учреждения, в котором воспитываются дети с КИ, становится накопление и обобщение положительного опыта, создание и реализация  образовательной и организационно-правовой модели комплексной (ре)абилитации и социализации детей, пользующихся кохлеарным имплантом.
Выделены и задачи деятельности дошкольного образовательного учреждения со статусом базовой площадки, реализующей современную образовательную и организационно-правовую модель комплексной (ре)абилитации и успешной социализации детей, пользующихся кохлеарным имплантом, которые будут решены до 2015 года:
  1.  Создание условий для организации образовательного пространства  в дошкольном образовательном учреждении для реализации модели комплексной (ре)абилитации и социализации детей, пользующихся кохлеарным имплантом.
  2.  Повышение профессиональной компетенции управленческих кадров и специалистов, обеспечивающих распространение современной  модели комплексной (ре)абилитации и социализации детей, пользующихся кохлеарным имплантом, на базе ОУ и других учреждений; а также педагогических работников и вспомогательного персонала, осуществляющих сопровождение детей-инвалидов по слуху.
  3.  Распространение  современной  модели комплексной (ре)абилитации и социализации детей, пользующихся кохлеарным имплантом, в образовательные и иные учреждения города Красноярска и Красноярского края,  которые посещают дети с КИ.
Для решения первой задачи проекта предполагается :
  • Обобщить нормативно-правовую базу и организационно-методические основы   интегрированного  и инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями (в том числе с нарушениями слуха после кохлеарной имплантации) в ДОУ комбинированного вида.
  • Предусмотреть в штатном расписании возможности сопровождения детей с кохлеарным имплантом и реализации комплекса (ре)абилитационных мероприятий следующими специалистами: учителем-дефектологом (сурдопедагогом),  учителем – логопедом, музыкальным работником, психологом, аудиологом, тьютором.
  • Разработать и внедрить систему взаимодействия и комплексную программу сопровождения детей с КИ данными специалистами для обеспечения их успешной социализации (включает в себя учебно-программное и учебно-методическое обеспечение образовательной программы для детей-инвалидов по слуху, систему мониторинга).
  • Открыть на базе МБДОУ «Детский сад №194 комбинированного вида» виртуальную «Семейную лабораторию хорошего слуха и речи», оказывающую систематически консультационную, тьюторскую, психологическую, педагогическую и информационную помощь и поддержку родителям детей с КИ в очном порядке и на сайте МБДОУ, куда могут обращаться семьи любых населенных пунктов Красноярского края.
  • Расширить материально-техническую базу МБДОУ путем приобретения оборудования и дидактических материалов, необходимых для реализации комплексной программы сопровождения детей с КИ и обеспечения их успешной социализации.  
 Для решения второй задачи проекта предполагается:
  • Изучить имеющийся опыт комплексного сопровождения детей с кохлеарным имплантом и реализации (ре)абилитационных мероприятий  других субъектов РФ через посещение семинаров, участие в вебинарах, конференций, самообразование, повышение квалификации управленческих кадров и специалистов, обеспечивающих распространение современной образовательной и организационно-правовой модели комплексной (ре)абилитации и социализации детей, пользующихся кохлеарным имплантом; консультации со специалистами, имеющими опыт деятельности в данном направлении.
  • Привлечь для обобщения собственного опыта и  разработки системы взаимодействия и комплексной программы сопровождения детей с КИ научных сотрудников кафедры коррекционной педагогики института специальной педагогики КГПУ им. В. П. Астафьева, специалистов краевого детского сурдологического центра.
  • Опытным путем внедрить собственную модель комплексной (ре)абилитации и социализации детей, пользующихся кохлеарным имплантом, обобщить и представить полученные результаты, в том числе на сайте детского сада на странице базовой площадки, через выпуск методического пособия для педагогов и родителей, научно-практических статей, выступления на конференциях, семинарах различного уровня (краевого, всероссийского, международного);
  • Создать базу данных общеобразовательных учреждений (ДОУ общеразвивающего вида и массовых школ, в которых без должного сопровождения на основании личных договоренностей обучаются дети с КИ) и охватить их деятельностью базовой площадки с целью тиражирования им опыта внедрения модели комплексной (ре)абилитации и социализации детей, пользующихся кохлеарным имплантом, что будет способствовать повышению качества  уровня их (ре)абилитации.
Для решения третьей задачи проекта предполагается:
  • Включиться в сетевое взаимодействие с другими базовыми площадками, обеспечивая распространение накопленного опыта по реализации образовательной и организационно-правовой модели комплексной (ре)абилитации и социализации детей, пользующихся кохлеарным имплантом.
  • Организовывать и регулярно проводить для специалистов Красноярского края и родителей детей с КИ семинары, видеоконференции, конференции, мастер-классы и иные мероприятия в востребованных и удобных формах по теме проекта с привлечением работников иных образовательных учреждений края и специалистов  субъектов РФ (по необходимости).
  • Провести курсы повышения квалификации на базе МБДОУ «Детский сад №194 комбинированного вида» г. Красноярска для управленческих и педагогических кадров  ДОУ,  специальных (коррекционных) и общеобразовательных школ  и иных заинтересованных лиц, занимающихся образованием детей с нарушениями слуха, родителей детей с КИ. Реализация программы курсов повышения квалификации указывает на ориентацию ДОУ — конкурсанта  на практическое решение задач по социализации и интеграции/инклюзии детей – инвалидов по слуху в массовую школу.
Таким образом,   проект направлен на устранение имеющихся противоречий и реализацию комплекса мероприятий, способствующих успешной социализации детей-инвалидов по слуху путем накопления и обобщения управленческого и педагогического опыта и  его распространение в образовательные учреждения Красноярского края и семьи детей, перенесших кохлеарную имплантацию.
Проект является пилотным для Красноярского края, именно поэтому он был поддержан Министерством образования и науки Красноярского края, признан победителем и получил необходимую адресную поддержку для расширения материально-технической базы МБДОУ путем приобретения оборудования и дидактических материалов, необходимых для реализации комплексной программы сопровождения детей с КИ [1].

 

Библиографический список
  1. Беляева, О. Л., Уфимцева, Л. П. Отечественный опыт организации интегрированного и инклюзивного образования лиц с нарушенным слухом на разных  образовательных ступенях // Сибирский вестник специального образования. — № 1(9) 2013. —  www. sibsedu.kspu.ru. – 171 c. – С. 38-54.
  2. Уфимцева, Л. П.,  Беляева, О. Л. Особенности становления интегрированного и инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в России // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им.В.П.Астафьева. — 2013. — № 2 (24). – 284 с. – С. 126-130.

Понравилась статья? Расскажите друзьям!

Friend me:

Комментарии запрещены.