Формирование у первоклассников с разными слухоречевыми возможностями представлений друг о друге

Формирование у первоклассников с разными
слухоречевыми возможностями представлений друг о друге как условие их успешного интегрированного обучения
Беляева О. Л.,
(г. Красноярск, Россия, институт специальной педагогики Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева,
МБОУ СОШ №17, [email protected])
Вопрос о целесообразности интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья многие годы считался спорным. Проект специального федерального государственного образовательного стандарта для данной группы вновь привлек внимание к интегрированному обучению. Однако теперь его осуществление (в соответствии с предложенными в Проекте четырьмя основными вариантами обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья) станет нормативно урегулированным, а значит – еще более распространенным и организованным. Среди множества положительных аспектов данного Проекта отметим следующее: в нем обозначены требования к условиям, необходимым для освоения детьми с ОВЗ планируемых результатов образования. Одно из требований — подготовка детского коллектива к включению в него ребенка с ОВЗ, способного освоить первый вариант СФГОС.
В связи с этим считаем практические наработки педагогов МБОУ СОШ №17 г. Красноярска по организации интегрированного обучения школьников с сохранным и нарушенным слухом весьма актуальными и востребованными. Начиная с 1999 года в данном общеобразовательном учреждении в массовых классах наравне со слышащими учениками (что соответствует первому варианту СФГОС) обучалось / обучается 12 слабослышащих школьников. (Помимо этого осуществляется обучение в специальных классах для учеников с нарушенным слухом, что соответствует второму варианту СФГОС).
Все эти годы под научным руководством профессора, доктора психологических наук Л. П. Уфимцевой осуществлялся поиск путей, позволяющих создать комфортное коммуникативное пространство для обучающихся массовых классов, в которые включены для обучения слабослышащие дети. Особое внимание уделялось формированию у вновь поступивших школьников с разными слухоречевыми возможностями представлений друг о друге, что является, на наш взгляд, первым шагом по установлению между одноклассниками толерантных отношений [1].
Первый год интегрированного обучения школьников с сохранным и нарушенным слухом, а еще точнее – первая четверть в учебном году первоклассников является наиболее подходящим временем для того, чтобы подготовить детский коллектив к дальнейшей школьной жизни, в которую будут включены дети с недостатками слуха, и ожидать от этой работы положительный эффект. В. А. Петровский, М. Г. Ярошевский и др. отмечали, что партнеры по общению для его полноценности должны иметь представление друг о друге [3]. Поэтому работа в данном направлении проводится как со слышащими, так и слабослышащими детьми.
Для слышащих детей проводятся классные часы на тему «Дети разные важны, дети разные нужны». Тематика отражает содержание мероприятия: все люди разные, они не могут быть одинаковыми; у каждого свой рост, вес, цвет волос и глаз и т. д. Здоровье тоже у всех разное. К сожалению, каждый из людей хоть раз в жизни болел, но у одних болезнь прошла бесследно, а у других вызвала осложнения. Поэтому кто-то теперь носит очки (возможно, это ваши мамы, папы, сестра или брат), другие нуждаются в слуховом аппарате. В содержание данных классных часов включены беседы, в доступной форме содержащие информацию о нарушениях слуха и их причинах, о возможностях слабослышащего ребенка в общении.
Слышащим детям даются правила рекомендательного характера в отношении речевых контактов с детьми с нарушенным слухом, содержащие следующие пункты:
  • · говорить нужно спокойно, четко, обычным голосом. Не нужно кричать или говорить слишком тихо и торопиться;
  • · при диалоге надо смотреть на собеседника, не отворачиваться и не опускать голову вниз;
  • · если собеседник не понял тебя, повтори сказанное еще раз чуть медленнее и доброжелательным тоном;
  • · при необходимости можно воспользоваться письменной речью, рисунком.
В серию классных часов по формированию представлений об одноклассниках можно включить короткие рассказы детей о своей семье. Такие выступления могут сопровождаться компьютерными презентациями, слайдами с фотографиями членов семьи. Как показывает наш опыт, детям очень нравится рассказывать о своих домашних. Они делают это с радостью, увлечением, без стеснения и страха.  Сообщения учащихся о своих семьях ближе знакомит их друг с другом, позволяет приобрести первый опыт публичного выступления перед одноклассниками, что поможет в дальнейшем формировать у детей коммуникативную компетентность.
Для формирования у первоклассников адекватных положительных представлений друг о друге необходимо  эффективно использовать игры, которые подготовят одноклассников к сотрудничеству в учебном процессе. Игра остается для первоклассников важным развивающим средством и видом деятельности; игра воспитывает в детях терпение, развивает умение сотрудничать, оказывать взаимовыручку, помощь, учитывать коллективные и личные интересы.  Через игру в малых группах возможно показать, что слабослышащим детям по силам все задания, они не подведут команду, они интересные и активные члены коллектива.
«Толерантные» игры, используемые нами на классных часах, были направлены, во-первых, на позитивацию взаимоотношений между детьми с сохранным и нарушенным слухом, а, во-вторых, на формирование следующих коммуникативных навыков:
- конструктивного поведения, в том числе в конфликтных ситуациях;
- управления эмоциональными реакциями в ситуации общения;
- согласования своих действий с партнерами по игре.
Таким образом, на классных часах у детей с сохранным слухом формируется представление о будущих школьных товарищах — партнерах по учению; рассматриваются вопросы культуры поведения и культуры общения с собеседником, имеющим сниженный слух [2]. Их тематика разнообразна, предполагает использование сообщений педагога, детского врача, психолога об особенностях детей с нарушенным слухом, рассказов учеников, просмотр мультфильмов и обсуждение их сюжетов, парные и групповые игры, выпуск первой классной газеты и др. На последнем классном часе можно устроить чаепитие и небольшой концерт, в котором по желанию могут принять участие все дети класса, включая слабослышащих учеников: рассказать стихи о школе, друзьях, учителе, спеть песню с первых уроков музыки, продемонстрировать танцы и т.д.  (см. Приложение).
Что касается слабослышащих детей, то на первом же индивидуальном занятии сурдопедагог знакомит их с правилами общения со слышащими детьми:
  • внимательно слушай, смотри в лицо собеседнику;
  • если не понял собеседника – вежливо попроси повторить;
  • не огорчайся, если снова не понял – тогда попроси написать сказанное собеседником;
  • говори внятно, проговаривай все звуки четко;
  • будь готов спокойно повторить сказанное, если собеседник тебя не понял;
  • если все-таки собеседник тебя не понимает, то напиши ему то, что хотел сказать.
Такая двусторонняя подготовка является своеобразным пропедевтическим этапом по формированию навыков группового учебного взаимодействия школьников с разными слухоречевыми возможностями (наиболее эффективными из них, как показывает наш опыт, оказываются парная работа и работа в тройках, т.е. – в малых группах).
Для родителей детей-первоклассников (как слышащих, так и слабослышащих) в начале учебного года проводится собрание, на котором их знакомят со школой, её коллективом, приоритетными направлениями в организации учебно-воспитательного процесса, одним из которых является интегрированное обучение детей с нарушениями слуха. Далее можно рассказать об особенностях этих детей, их правах, талантах, чтобы вызвать у родителей положительное отношение к интегрированному обучению в целом, и к слабослышащим одноклассникам их детей, в частности.
Таким образом, своевременное формирование у первоклассников с сохранным и нарушенным слухом представлений друг о друге является требованием Проекта СФГОС и  условием для их успешного интегрированного обучения по первому варианту, представленному в нем.
Литература
1. Беляева, О. Л. Организационно-педагогические условия формирования коммуникативной компетентности слабослышащих детей в процессе интегрированного обучения в общеобразовательной школе I ступени  / О. Л. Беляева // Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – Екатеринбург. – 2010.
2. Коротаева, Е. В. Психологические основы педагогического взаимодействия / Коротаева Е. В. – М. : Профит Стайл. – С. 224.
3. Петровский, А. В., Ярошевский, М. Г. Основы теоретической психологии / А. В. Петровский, М. Г.  Ярошевский. -  М. — 1998. — С. 294.
Приложение.
Примерная тематика классных часов на первую четверть в 1 классе
  1.  Дети разные важны, дети разные нужны.
  2.  Моя любимая семья.
  3.  За что мы любим друзей?
  4.  Хочу общаться!
  5.  Ребята, давайте жить дружно!
  6.  Один за всех и все за одного!
  7.  Дружный класс – это про нас!

Понравилась статья? Расскажите друзьям!

Friend me:

Комментарии запрещены.