Средства сближения младших школьников с проблемами слуха с социумом

Кузнецова А. Г., Россия, казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение Республики Алтай для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат  I-II вида Республики Алтай»,

Беляева О. Л., Россия, Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева,

На современном этапе развития нашего общества обострилась потребность в инициативных, коммуникабельных людях, которые после окончания школы могут активно включаться в производственную и бытовую жизнь, приспосабливаться к быстро меняющимся жизненным ситуациям [7]. Именно поэтому успех протекания социализации  индивида немыслим без своевременного овладения достаточным уровнем коммуникативной, социально-коммуникативной  компетентности [1, 6].
В наши дни идут поиски новых путей социальной адаптации и средств сближения  детей с проблемами слуха  с социумом, которые нашли своё отражение в разных областях, в том числе и в реализации новых учебных предметов в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I и II вида (для неслышащих и слабослышащих детей). Одним из таких предметов является социально-бытовая ориентировка.
Содержание курса СБО направлено на подготовку детей с проблемами слуха к самостоятельной жизни и труду после окончания школы. Курс СБО в школах для детей с нарушениями слуха способствует решению следующих задач:
  • всестороннее формирование личности обучающегося.
  • Становление и развитие познавательного отношения к себе, к слышащим сверстникам и взрослым.
  • Накопление и развитие представлений об окружающем мире, обществе, в котором живёт ученик.
  • Формирование полноценной речевой деятельности.
  • Накопление и анализ знаний, умений, опыта социального поведения и регуляции собственного поведения.
Пособие для учителя, в котором изложен системный подход к решению вопросов социализации школьников с нарушенным слухом, показана роль семьи, общества в социализации и бытовой адаптации разработано выдающимися российскими учеными Т. А. Зыковой и Э. Н. Хотеевой [3, 2003].
Однако практических дидактических материалов для учащихся по данному учебному предмету не существует, хотя необходимость в этом очевидна: по большинству предметов в общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных учреждениях изданы и успешно используются, например, рабочие тетради [2, 5].
В связи с этим учителем специального (коррекционного) образовательного учреждения Республики Алтай для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья школы-интерната  I-II вида Кузнецовой Аллой Геннадьевной разработана «Рабочая тетрадь» для использования на занятиях по социально-бытовой ориентировке обучающимися 4 класса специальных (коррекционных) школ I  вида. При создании рабочей тетради широко использовался практический материал  к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида С. А. Львовой [4].
Рабочая тетрадь  предназначена для индивидуальной и коллективной  работы на уроке, а также  самостоятельной работы учащихся с целью усвоения, систематизации,  закрепления и применения  знаний, речевой активности  на практике.
Её использование служит многим целям: информационный материал собран и систематизирован по разделам, что облегчает подготовку учителя и обучающихся  к уроку, повышает детский интерес к выполнению заданий, наглядно и иллюстративно представляет учебный материал, помогает учителю экономить время при подготовке к урокам и рациональнее использовать время учеников на самом учебном занятии. Например, для обучающихся с нарушенным слухом 4 класса поиск значения слов в толковом словаре — это трудоёмкий процесс,  занимающий много времени, поэтому можно экономить время на уроке, обращаясь к мини-словарику в рабочей тетради.  Обучающиеся заполняют также в ней готовые графы таблиц, анкет, тестов, не затрачивая времени на их черчение в тетради.
Содержание рабочей тетради соответствует основным направлениям курса СБО, способствующих постепенному усвоению детьми социально значимого опыта поведения, норм культуры общения с окружающими людьми, нравственной и трудовой культуры. В ней даны задания, которые поделены на разделы в соответствии с содержанием всего курса СБО, охватывающего следующие образовательные линии [3] :
  • Познавательная культура
  • Познай себя
  • Воспитание здорового образа жизни
  • Я и общество
  • Нравственная культура
  • Трудовая культура
  • Профессиональная ориентация
  • Коммуникативная культура
Учитывая возрастные особенности обучающихся, по каждому разделу тетради их «сопровождают» сказочные персонажи:
  • Дракоша  — по страницам  познавательной культуры.
  • Витаминка  — по режиму дня, выполнению гимнастики и другим заданиям и сведениям о здоровом образе жизни.
  • Руби учит труду: как пришить пуговицу, сделать подарок, ухаживать за одеждой и обувью и др.
  • Утёнок Дональд рассказывает как вести себя дома и в обществе.
  • Знайка дает полезные советы о культуре.
  • Никита знакомит с миром профессий.
Все задания в «Рабочей тетради» имеют свои условные обозначения, их перечень дан обучающимся для удобства в работе.
Для того, чтобы ученик понимал задания и более успешно поэтапно справлялся с ними, составлена памятка «Как работать с тетрадью».
Рабочая тетрадь – прекрасное средство для формирования коммуникативной, социально-коммуникативной  компетентности, необходимой для социализации, через следующие виды и приемы работы, представленные в ней:
1. Работа в тетради со словарём, что пополняет  словарный запас четвероклассников с нарушенной слуховой функцией, даёт возможность самостоятельно узнать значения слов, понятий. Умение пользоваться словарём помогает также при выполнении письменных заданий, общении с окружающими, повышает общую культуру неслышащего человека. Необходимый словарь, встречающийся при работе в тетради, дан в её приложении.
2. Буквенные и цифровые задания. Данный вид работы помогает в развитии мышления, памяти, внимания глухих школьников. Выполнение этих занимательных заданий вначале изучаемой темы организует обучающихся, повышает их интерес, настраивает на изучение новой темы. Эти задания дают возможность учителю осуществлять межпредметные связи, например, с уроками математики.
3. Опорные таблицы — алгоритмы. Работа с таблицей упорядочивает ход мыслей, помогает выстраивать рассуждения, учит грамматически верно строить предложения, а затем и связный рассказ по теме урока. Составление опорных таблиц стимулирует умственную деятельность учащихся с проблемами слуха, помогает сконцентрировать внимание, даёт возможность задуматься над способом выполнения задания.
Таблица служит планом и опорой в ответах, алгоритмом к действию на практической части урока. Для закрепления знаний используется графа «Рисунок».
4. Анкетирование. Данный вид работы направлен на выявление интересов, сведений или мнения  ребёнка. Развивает мышление, память, кругозор, помогает обучающимся задуматься над вопросом и поразмышлять: кто я такой? Знаю ли я себя, своих родных и друзей? Что меня интересует? Как я могу быть полезен другим людям?
5. Арттерапия. В рабочей тетради  с целью закрепления и применения полученных знаний на практике предложено выполнение  творческих работ, включающих оформление приглашений, рисунков на заданную тему с выявлением собственного отношения к ситуации, рисунков по памяти или собственному замыслу. Данный вид работы развивает мелкую моторику рук, творческое воображение, учит учащихся выражать своё «Я», при этом работа не оценивается, а принимается учителем безусловно, как то, что имеет право на существование (мнение другого человека).
6. В разделе «Трудовая культура»  обучающимся предлагается выполнение ряда практических работ, способствующих формированию практических навыков. Однако, согласно принципам коммуникативно-деятельностной системы С. А. Зыкова, в согласии с которой осуществляется образовательный процесс в школах   I  вида, все практически выполненные действия обязательно оречевляются учениками, что также способствует формированию у них социально значимых компетентностей.
7. Тестирование, которое предусматривает сопоставление письменных инструкции с действиями, применяется для уточнения и проверки знаний при повторении изученной темы. Проведение тестирования рекомендуется с использованием компьютера [4].
В конце четверти и учебного года результаты освоения разделов курса заносятся в итоговую таблицу в рабочей тетради, где обучающиеся могут выразить своё мнение, впечатление о деятельности, увидеть свои достижения, с помощью учителя могут провести самооценку полученных знаний и умений применять их в различных ситуациях, необходимых для решения жизненных задач [8].
Рабочая  тетрадь по социально-бытовой ориентировке, как средство  сближения младших школьников с нарушениями слуха с социумом, может быть использована в работе учителями, ведущими курс СБО, а также классными руководителями и воспитателями специальных коррекционных школ I-II.
Литература
1.Беляева, О. Л. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук «Организационно-педагогические условия формирования коммуникативной компетентности  слабослышащих детей в процессе интегрированного обучения в общеобразовательной школе I ступени». – Екатеринбург, 2010.
2.Дневник событий жизни ребенка (для родителей и педагогов по развитию устной речи ребенка). 2-е издание. Методическое пособие. / О. И. Кукушкина, Е. Л. Гончарова, Т. К. Королевская. – М., Издательство «Экзамен», 2004.
3.Зыкова, Т. С., Хотеева Э. Н. Социально – бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях  I  и II вида. / Т. С. Зыкова, Э. Н.  Хотеева. –  М., «Владос». — 2003. – 200 с.
4.Львова, С. А. Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида 5–9 классы: пособие для учителя / С. А. Львова. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009.- 136 с.
5.Павлова, Н. П. Организация занятий по СБО / Н. П. Павлова // Дефектология, 2001. – №1.
6.Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Пособие для воспитателей и учителей начальных классов. –  Под редакцией О. В. Дыбиной. — Издательство «Мозаика — Синтез». – Москва. – 2008. – 64 с.
7.Титова, С. В., Брычкова, Я. В., Гармс, Т. А., Миронова, Е. В. и др.  Коммуникативная культура. От коммуникативной компетентности к социальной   ответственности  /   С. В. Титова,      Я. В. Брычкова,     Т. А. Гармс, Е. В. Миронова и другие. – Питер Пресс, 2009. – 118 с.
8.Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность / Авт. — сост.: Татарченкова, С. С., Телешов, С. В. Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность. М. : КАРО. – 2008 г. – 160 с.

Понравилась статья? Расскажите друзьям!

Friend me:

Средства сближения младших школьников с проблемами слуха с социумом: Один комментарий

  1. Интересная, практико-направленная работа. Спасибо за Ваш опыт.