Формирование коммуникативной компетентности обучающихся с нарушенным слухом в процессе предпрофильной подготовки в общеобразовательной школе
Беляева О. Л., Беленькая Л. В.
Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17» г. Красноярска
С целью полной интеграции выпускников с нарушенным слухом и обеспечения им доступной среды жизнедеятельности в мире слышащих во многих городах страны все чаще используется интегрированная форма обучения. При этом интеграция не рассматривается как самоцель, а является средством формирования коммуникативной компетентности школьников, как одной из базовых платформ в обучении.
В городе Красноярске также с 1999 года практикуется совместное обучение школьников с нарушенным и сохранным слухом в общеобразовательной школе № 17, директором которой является И. И. Куншина. Под научным руководством доктора психологических наук, профессора и заведующей кафедрой коррекционной педагогики института специальной педагогики Л. П. Уфимцевой здесь разрабатываются и внедряются разные технологии психолого-педагогического сопровождения слабослышащих учащихся в рамках временной и комбинированной интеграции.
Одной из таких технологий является реализация образовательной программы по предпрофильной подготовке «Формы вокруг нас» для обучающихся 9-10 классов с нарушенным слухом, которые в течение всех школьных лет обучались в специальном (коррекционном) классе по программе II вида (для слабослышащих и позднооглохших детей).
В течение всех лет обучения слабослышащих учеников в общеобразовательной школе педагогическим коллективом регулярно организуются совместные со слышащими сверстниками мероприятия, кружковая и студийная деятельность и т.д. Таким образом, к началу обучения на III школьной ступени, обучающиеся с нарушениями слуховой функции уже имеют определенный уровень сформированности коммуникативной компетентности [1].
Основной целью программы является подготовка обучающихся с нарушенным слухом к овладению прикладными профессиями.
Задачи программы:
-
развитие творческих способностей обучающихся на основе расширения знаний инженерной графики и основ дизайна, получаемых в основной школе;
-
формирование умений практического применения общетехнических знаний;
-
развитие универсальных компетентностей, конструкторских способностей;
-
приобщение к графической культуре, к освоению графических способов передачи информации;
-
способствовать формированию эстетического, художественного вкусов, элементов общей культуры.
Концептуальные положения и принципы программы:
ü Изучение тем «Форма и формообразование» и «Введение в графический дизайн», которые не входят в программу по черчению [6].
ü Реализация межпредметных связей с геометрией, изобразительным искусством, дизайном, технологией. Связь с трудовым обучением выражается в применении таких общих приемов работы как чтение чертежей, выполнение эскизов, использование измерительных инструментов и др. В процессе обучения предполагается использование опыта учащихся, приобретенного на занятиях по изобразительной деятельности. Связь с математикой проявляется в знании школьниками таких понятий, как точка, линия, луч, угол, плоскость, перпендикуляр, параллельность линий, геометрические фигуры и тела, подобие и др. [4, 5].
Для достижения цели и задач курса предусмотрены эффективные методы и приемы обучения, в том числе:
-
элементы ИКТ;
-
компетентностно-ориентированные задания;
-
приемы технологии развития критического мышления и др.
Сроки реализации программы – год (34 часа, 1 час в неделю).
Образовательные результаты: по окончанию курса обучающиеся должны знать:
- понятия «форма», «метод подобий», «графический дизайн» и др.;
- основы графического дизайна;
- основы моделирования и конструирования;
- этапы проектной деятельности.
Уметь:
- различать плоские и объемные формы, их свойства и основные характеристики;
- выполнять эскизы и технические рисунки в зависимости от задач и назначения;
- решать творческие задачи;
- выполнять композицию объекта или изображения, используя вариативность;
- подбирать цветовую гамму;
- применять полученные знания при выполнении творческих проектов;
- конструировать объект, видоизменять и усовершенствовать его по заданному условию.
Видеть:
свои перспективы для дальнейшего профессионального образования.
Для оценки достигнутых результатов школьникам предлагаются творческие задания на моделирование форм как образов и на выполнение эскиза продукта графического дизайна. Для контроля и оценки результатов обучения используется метод наблюдения за работой школьников, творческие проекты оцениваются по критериям.
Критерии по работе «Моделирование»:
- меню геометрических образов (количество и разнообразие);
- оригинальность образа;
- рейтинг обучающихся (определяется самими ребятами)
Критерии по работе «Логотип»:
- соответствие продукта заданию;
- соответствие изображения главной идее;
- соответствие логотипа основным принципам выполнения продукта графического дизайна.
В процессе реализации образовательной программы «Мир вокруг нас» необходимо соблюдать специальные принципы:
-
Принцип коррекционно-компенсирующей направленности обучения;
-
деятельностный принцип;
-
принцип усвоения основ наук в единстве с усвоением родного языка;
-
принцип развития слухового восприятия [2, 3].
В связи с этим важным условием усвоения программного материала учениками с нарушенным слухом является расширение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, отработка произносительных навыков, навыков слухозрительного и слухового восприятия [1]. Важным источником иллюстративного материала, эффективной технологией погружения слабослышащих обучающихся в тему является использование ИКТ. Для данного курса разработаны авторские презентации с заданиями по ходу показа. Предусмотрена игра «Танграм», в которую ребята играют на уроке и дома, а затем выполняют изображение найденных образов в тетради при помощи аппликации.
Творческий потенциал личности развивается посредством включения школьников в различные виды творческой деятельности, связанные с применением графических знаний и умений в процессе решения проблемных ситуаций и творческих задач. Процесс усвоения знаний включает в себя четыре этапа: понимание, запоминание, применение знаний по правилу и решение творческих задач. Этапы связаны с деятельностью по распознаванию, воспроизведению, решению типовых и нетиповых задач, требующих применения знаний в новых ситуациях. Для реализации этих задач создан пакет заданий по каждой теме (см. Приложение 1).
Систематическое обращение к творческим задачам создает предпосылки для развития творческого потенциала обучающихся, который реализуется при решении задач с элементами технического конструирования и моделирования.
Итоговой работой является создание логотипа для мероприятия школы. Школьники создают его, учитывая свои интересы. Заключительный урок посвящается презентации проектов и их обсуждению. Для этого используется листок оценивания, где обучающиеся оценивают работы других по критериям:
- соответствует ли логотип заявленному мероприятию;
- передает ли изображение главную идею;
- учтены ли главные принципы выполнения логотипа и др.
Каждый ученик фиксирует результаты своего обучения в лист индивидуальных достижений (см. Приложение 2).
Практическая реализация данной образовательной программы доказала эффективность её использования в работе по предпрофильной подготовке школьников с нарушенным слухом: пятеро из семи слабослышащих выпускников среднего звена в сентябре этого года стали учащимися профессионального училища №20 г. Красноярска по специальности «Ювелир» и их обучение проходит совместно со слышащими сверстниками.
Приложение 1.
Учебно-тематический план
№ модуля |
Название модуля |
Название учебных занятий |
Содержание деятельности |
Кол-во час. |
||
1. |
Введение |
1.1. |
Знакомство с темой и вопросами курса |
Познавательная беседа. |
1 |
|
2. |
Форма и формообра-зование |
2.1-2.2. |
Что такое форма? |
Беседа с использованием ИКТ. Решение задач по ходу урока. |
5 |
|
2.3-2.5. |
Свойства форм |
|||||
3. |
Плоскост-ная графика |
3.1. |
Плоские формы |
Использование ранее полученных знаний. |
3 |
|
3.2. |
Решение творческих задач. |
|||||
3.3 |
Танграм |
Выполнение чертежаКомпьютерная игра |
||||
4. |
Объемная графика |
4.1-4.3. |
Объемные формы |
Использование ранее изученного материала. Беседа с выполнением заданий по ее ходу. Решение творческих задач. |
5 |
|
4.4. |
Элементы геометрических тел. |
|||||
4.5. |
Практическая работа по решению задач по теме «Объемные формы» |
|||||
5. |
Формы в технике, архитекту-ре, дизайне |
5.1-5.3. |
Многообразие форм |
Беседа с использованием ИКТ. Решение задач и выполнение заданий по ходу урока. |
9 |
|
5.4-5.5. |
Моделирование |
|||||
5.6. |
Практическая работа по моделированию из пластилина |
Моделирование формы |
||||
5.7-5.9. |
Практическая работа по моделированию из бумаги |
Моделирование с элементами проектирования |
||||
6. |
Введение в графичес-кий дизайн |
6.1 |
Графический дизайн: что это? |
Беседа с использованием ИКТ. Выполнение заданий по ходу презентации |
9 |
|
6.2-6.3. |
Логотипы |
|||||
6.4-6.5. |
Логотипы. Геометрические образы. |
|||||
6.6-6.7. |
Логотипы. Композиция. |
|||||
6.8-6.9 |
Работа над творческим проектом и его презентация по теме «Логотипы» |
|||||
7. |
Заключи-тельный модуль |
7.1. |
Профессии архитектора, конструктора и дизайнера. Компьютерная графика и ее значение в современной жизни. |
Беседа и рассмотрение примеров. Привлечение жизненного опыта. Практическая работа на компьютерах. |
2 |
|
7.2. |
Заключительный урок |
Обобщение знаний. |
||||
Итого: |
34 |
|||||
Приложение 2.
Дидактическое сопровождение
-
Пакет заданий-карточек и творческих задач по темам.
-
Авторские презентации «Что такое форма», «Свойства форм», «Многообразие форм», «Моделирование», «Графический дизайн», «Логотипы», «Логотипы. Геометрические образы», «Логотипы. Композиция».
-
Рабочие тетради в клетку, лист индивидуальных достижений.
-
Художественные материалы (фломастеры, пластилин, цветная бумага и др.).
-
Чертежные инструменты.
Список литературы:
-
Беляева, О. Л. Результативность интегрированного обучения слабослышащих учащихся в общеобразовательной школе / О. Л. Беляева // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. – Красноярск. – 2008. – №1. – 124 с. С. 57 – 63.
-
Беляева, О. Л. Реализация специальных дидактических условий в учебном процессе общеобразовательной школы при обучении детей с нарушенным слухом / О. Л. Беляева // Мат. международной научн.-практ. конф. «Проблемы и перспективы интегрированного, инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья». – Красноярск: государственный торгово-экономический институт, КГПУ им. В. П. Астафьева. – 2010. – 315 с. С. 221 – 225.
-
Карпова, Г. А. Основы сурдопедагогики [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. А. Карпова. – Екатеринбург, 2010. – 304 с.
-
Павлова, А. А., Жуков, С. В. Черчение для учащихся 9 кл. общеобразовательных учреждений. — М. : Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС. — 2003.
-
Павлова, А. А., Жуков, С. В. Методика обучения черчению и графике: Учеб.-метод. пособие для учителей. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. — 2004.
-
Титов, С. В. Занимательное черчение на уроках и внеклассных занятиях. – Волгоград: Учитель. — 2007.
Понравилась статья? Расскажите друзьям!
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |