Общественный смотр знаний

Общественный смотр знаний как форма работы с родителями в процессе интегрированного обучения слабослышащих школьников
Беляева О.Л., Гатина Р.Я., Кушнирук О.В. 
   Интегрированное обучение детей с нарушенным слухом, которое практикуется в средней общеобразовательной школе №17 Свердловского района г. Красноярска, требует решения многих важных задач. Одна из них – организация взаимодействия школы с семьей, в которой растет, формируется, воспитывается ученик.
   Как правило, при поступлении слабослышащего ребенка в общеобразовательную школу для интегрированного обучения его родителей волнуют следующие вопросы:
  • как отнесутся к слабослышащему ребенку учащиеся с сохранным слухом и их родители;
  • готов ли педагогический коллектив данной школы осуществлять индивидуальный подход в обучении их ребенка;
  •  сможет ли их ребенок в полной мере освоить программу массовой школы.
   В этой связи проблема работы школы с родителями учащихся стоит на сегодняшний день очень остро. Поэтому школа находится в постоянном поиске новых эффективных форм сотрудничества с каждой семьей. В школе имеются некоторые интересные, на наш взгляд, педагогические находки в данном направлении работы.
 Ниже представим одну из нетрадиционных форм работы школы с семьей слабослышащих учащихся, находящихся на интегрированном обучении.
      Для того чтобы родители таких детей были заинтересованы в их качественном всестороннем продвижении, необходимо выработать совместно с семьей единую тактику в развитии учебных умений ученика, его познавательной активности.
 В план наших тактических действий входит регулярное проведение классных часов, научно – популярных конференций, творческих отчетов детей, семейных конкурсов чтецов, дней открытых дверей с приглашением и участием родителей и многое другое.
     Особый же интерес и для школьников, и для их родителей представляет ежегодный общественный смотр знаний. Его целью является привлечение представителей общественности к школьному соуправлению, рекламирование образовательной деятельности учреждения.
   Общественный смотр знаний проводится в любой подходящей к возрасту учеников форме: урок – путешествие; урок- защита (индивидуального или группового проекта, реферата и т.д.); урок- сказка; урок – фестиваль; деловая игра; ученический экзамен; урок — соревнование.
     При этом к содержанию такого открытого для общественности урока предъявляются следующие требования:
  • за основу урока берется изученный ранее учебный материал;
  • предполагается наличие заданий для самостоятельной работы учащихся;
  • предусмотрена совместная деятельность детей и родителей или иных представителей общественности.
     Четкое планирование урока с учетом указанных требований поможет реализовать две важные задачи:
  1. продемонстрировать общественности имеющиеся у учащихся школы знания, умения и навыки по предметам;
  2. сформировать жизненно-значимые компетенции (умение действовать на публике; самостоятельно добывать необходимую информацию из возможных источников; нести ответственность за собственный багаж знаний перед присутствующими родителями).
      Кроме того, родители слабослышащих детей смогут реально оценить успехи своего ребенка, увидеть уровень педагогического мастерства учителя, который должен посредством использования специальных методов и приемов обучения добиваться от ученика с особыми образовательными потребностями хорошего уровня усвоения знаний.
      Проведение общественного смотра знаний предполагает соблюдение ряда условий. В первую очередь, нужно заранее (не менее чем за 2 недели) оповестить приглашенных на такой смотр о дате и времени его проведения. В число приглашенных представителей общественности могут войти:
  • администрация школы и ее педагогический коллектив (обязательно присутствие учителей среднего звена, которые будут преподавать у четвероклассников в следующем году учебные предметы),
  • руководители методических объединений школы, учителя соседних общеобразовательных школ, а также педагоги специальных коррекционных школ для детей с нарушениями слуха;
  • родители нынешних учеников и родители будущих первоклассников из детских садов, с которыми сотрудничает школа (они могут быть приглашены к учителю 4 класса, который будет набирать 1 класс в будущем году);
  • старшеклассники – шефы; представители общешкольного родительского комитета.
     Во – вторых, не позднее, чем за 2 недели до смотра в классном уголке необходимо вывесить все примерные упражнения или перечень правил, тем, по которым будут даны задания в день общественного смотра знаний. Ученики могут воспользоваться данным временем для повторения материала и самоподготовки к этому мероприятию.
      Выбор оптимального времени – еще одно важное условие для успешного проведения смотра знаний. Лучше всего для этого мероприятия подходит суббота, т.к. она является выходным днем для родителей, и они смогут без особых проблем откликнуться на приглашение стать участником данного события.
     Не менее важным условием является психологическая, а также методическая готовность самого учителя к демонстрации перед широкой общественностью как своего мастерства и умения работать с особой категорией учеников, так и знаний учащихся. Завуч начальной школы и руководитель методического объединения должны оказать учителям (особенно тем, кто впервые будет участвовать в этом мероприятии, или вновь прибывшим и молодым специалистам) необходимую помощь в организации и разработке сценария (конспекта) общественного смотра знаний.
    Подведение итогов открытого урока – смотра проводится особым образом:
  • ответы каждого учащегося анализируются сразу, при этом анализ может осуществить не только сам учитель, но и одноклассники, присутствующие гости;
  • оглашение результатов также проводится непосредственно на данном занятии; за этим следует поощрение, награждение учеников;
  • оценивание выполненных заданий по замыслу учителя может быть как традиционным, так и «знаковым» (предполагающим подсчет набранных очков, выдачу определенных фишек, значков и т.д.);
  • все результаты отражаются в классном (школьном) уголке, на стенде.
     Праздничное завершение данного события было бы уместно и даже необходимо для последующего сотрудничества педагогического коллектива школы с семьями учащихся. Совместное классное чаепитие, игры, развлечения, концерт с участием школьников станут прекрасным окончанием дня.
       Итоги проведения общественного смотра знаний следует также подвести в педагогическом коллективе. На заседании методического объединения учителей анализируются выявленный уровень качества знаний учеников, степень профессионализма учителя с учетом оценки, данной общественностью. Детально анализируются и оцениваются методы и приемы, которые использовал учитель с целью включения слабослышащего ребенка в учебную и коммуникативную деятельность; обсуждаются результаты, показанные каждым учащимся; разрабатывается индивидуальный план для дальнейшей работы с семьей (беседы, консультации для родителей; совместные действия по ликвидации пробелов в знаниях, развитию ученических компетенций).
      Таким образом, как показывает наш трехлетний опыт сотрудничества с семьями детей с особыми образовательными потребностями, общественный смотр знаний является очень интересным и показательным событием в жизни школьников и их родителей.
                                                                                                         Приложение
Открытый урок обучения грамоте в 1 классе
 
Тема: закрепление изученного материала по обучению грамоте и чтению (основные понятия: звук, буква, слог; правописание гласных после шипящих, заглавной буквы).
Цель: обобщить изученный материал, научить использовать полученные знания в нестандартной ситуации.
Форма проведения: урок- сказка..
Оборудование: конверт, диск с записью речи-обращения Принца, плакаты-портреты Принца и Ведьмы, звезды, наборная азбука, звуковые схемы, карточки со слогами, музыкальный диск.
Ход урока
 
Вступительное слово учителя к учащимся, родителям, гостям.
Введение в урок. Детям показывается почтовый конверт с посланием Принца. Открыть этот конверт можно, продемонстрировав свои знания по чтению и письму. Дети отвечают на вопросы учителя.
-Когда пишется заглавная буква?
-Что ставится в конце предложения?
-Какими могут быть звуки?
-Как определить количество слогов в слове?
-Как пишутся предлоги со словами?
-Как писать сочетание жи-ши, ча-ща?
-Какие элементы письменных букв вы знаете?
В ходе опроса гости оценивают правильность ответов детей. На все вопросы даны ответы – конверт можно открыть. Внутри находится диск с обращением Принца к детям с просьбой о помощи, который прослушивается. («Ребята! Меня заколдовала Ведьма — сделала безобразным. Сам я прийти не могу, а посылаю вам свой портрет. Помогите мне снова стать прежним!») Открывается доска с портретом заколдованного Принца.
Учитель: Вот в кого превратила Принца злая Волшебница! Поможем Принцу снова стать прекрасным? А не испугаетесь? Чтобы помочь, нужно пройти ряд испытаний. Здесь пригодятся ваши знания, умения, внимание, дружба! Готовы?! Каждый должен сотворить своей работой чудо-звезду. (За каждый правильный ответ учащийся получает звезду).
1 испытание. Злая Волшебница наделала много бед, заточила буквы в темницу!
Нужно назвать буквы (К,Ж,Ш,Х,С,В,М,Н,Г,П,Т,Р,Б,Л,Ч,А,Е,И,О,У).
В этом задании участвуют не только дети, но и гости.
 - Молодцы! Освободили буквы из заточения!
2 испытание. Хотите узнать имя Принца? Приготовьтесь! Злая Волшебница спрятала буквы его имени в словах. Вспомните, с какой буквы пишутся имена людей, используйте это правило!
-Эта буква вторая в слове «мир».
-Эта буква стоит после «а» в слове «карлик».
-Эта буква есть в слове «жук» и помогает ему жужжать.
-Эта буква последняя в слове «прописи».
-Ее пара –буква  г.
Учитель: Так как же зовут Принца? Иржик. Какая орфограмма в слове «Иржик»? («жи» пиши с буквой и).
3 испытание. Как злая Волшебница сердится! Посмотрите, по всему классу слова разметала. Давайте их соберем, чтобы приблизить чудесное превращение Иржика в прекрасного Принца. ( В классе в беспорядке развешаны карточки: води, тель, во, дяной, водич, ка, ко, л, вод, а). Ученикам предлагают посмотреть и запомнить расположение карточек. Далее игра идет по типу «День-ночь»: день — дети смотрят и запоминают; ночь – закрывают глаза, ложатся на парту.
Учитель: Внимание! Ночь! Вспомните, где спрятана часть слова – води? День! Что надо добавить, чтобы получилось целое слово? (-тель). Ночь! (Далее составляются слова во-дяной, ко-л, вод-а, водич-ка; карточки со словами вывешиваются на доску.)
Учитель: Прочитаем составленные слова. Какое слово будет лишним, почему?
Физминутка. (предлагают поучаствовать и гостям).
Учитель: Какие вы знаете физминутки, имеющие отношение к воде?
К речке быстро мы спустились                       Залез медведь на колоду,
Наклонились и умылись.                                  Бултых в воду!
Вот как славно освежились!                             Уж он кис,кис,кис,
А теперь поплыли дружно,                               Уж он мок, мок, мок.
Делать так руками нужно:                                 Выкис, вымок,вылез, высох,
Вместе – раз. Это-брасс.                                     Залез медведь на колоду…
Одной, другой-это кроль!
Вышли на берег крутой
 И отправились домой.
4 испытание. Открывается плакат, на котором изображены волны, и среди них расположены предложения (взяты из раннее прочитанного по «Азбуке»).
Учитель: На нашем пути новое препятствие — река. Ой, а что это такое плавает? (Предложения). Почему вы так думаете? Давайте их прочитаем. (Дети выходят к доске группой и читают любое предложение).
Учитель: Что прочитали? Из какого это рассказа? Кто его главный герой?
5 испытание.
Учитель: По-моему, мы близки к цели. Смотрите-ка, вот и злая Волшебница! Что-то она тут написала! (Открывается плакат с портретом злой Волшебницы и текстом).
Мне надо спеш…ть.
Прощ…йте, умные дети.  Сдаюсь!
Ч…деса впереди!
Учитель: Прочитайте, это очередная ловушка. Что-то тут не так. Что же делать? (Дети предлагают исправить ошибки, объясняют написание.)
Учитель: Запишите последнее предложение в тетрадь.
Учитель: Каждый из вас сегодня своими знаниями сотворил чудо-звезду! Давайте все звезды поместим на доску! (Дети под музыку прикрепляют их к доске).
Учитель: Здесь так много звезд, что чары злой Ведьмы сейчас разрушатся! Закройте глаза. На счет три откройте. Принц снова стал прекрасным! (Демонстрируется новый портрет Принца).
Подведение итогов. Выступление гостей.
                                               Литература
 
1. Барылкина Л.П., Королева Н.А. Завуч начальной школы. — М.: «ВАКО», 2005.
2. Гуткина Л.Д., Завельский Ю.В., Пикалова Г.В. Организация воспитательной работы в школе. М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1996.
3. Самощенко И.В. Глухой ребенок. Воспитание и обучение. Опыт матери и сурдопедагога. ООО «Издательство АСТ», 2003.
4. Шипицина Л.М., Назарова Л.П. Интегрированное обучение детей с нарушением слуха. С – Пб: «Детство — пресс», 2001.

 

Понравилась статья? Расскажите друзьям!

Friend me:

Комментарии запрещены.