Общественный смотр достижений

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СМОТР ДОСТИЖЕНИЙ КАК ФОРМА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ШКОЛЬНИКОВ 
Беляева О. Л.,
ГОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева»
Кушнирук О. В.,
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №17» г. Красноярска   
   Интегрированное обучение детей с нарушенным слухом, которое практикуется в средней общеобразовательной школе №17 Свердловского района г. Красноярска, требует решения многих важных задач. Одна из них – организация взаимодействия школы с родителями младших школьников с нарушениями слуха, обучающихся по комбинированному варианту [1]. Этой группе учеников необходимо наравне со слышащими сверстниками осваивать новые образовательные стандарты, направленные не только на усвоение знаний, умений и навыков, но и в  первую очередь – на достижение высокого уровня ученических компетентностей.
   Как правило, перед поступлением слабослышащего ребенка в общеобразовательный класс его родителей волнуют следующие вопросы:
  • как отнесутся к слабослышащему ребенку учащиеся с сохранным слухом и их родители;
  • готов ли педагогический коллектив данной школы осуществлять индивидуальный подход в обучении их ребенка;
  •  сможет ли их ребенок в полной мере освоить программу массовой школы и приобрести ключевые компетентности, среди которых в силу речевого своеобразия детей с недостатками слуха первостепенной является коммуникативная компетентность.
   Практика показывает, что компетентности формируются как в процессе школьного обучения, так и под воздействием семьи. В связи с этим реализация компетентностного подхода зависит от всей образовательно-культурной среды, в которой живет и развивается школьник [2].
В этой связи проблема работы школы с родителями учащихся стоит на сегодняшний день очень остро. Поэтому школа находится в постоянном поиске новых эффективных форм сотрудничества с каждой семьей. В школе имеются некоторые интересные, на наш взгляд, педагогические находки в данном направлении работы.
 Ниже представим одну из нетрадиционных форм работы школы с семьей слабослышащих учащихся, находящихся на комбинированном варианте интегрированного обучения, которая представляет особый интерес и для школьников, и для их родителей. Это – ежегодный общественный смотр достижений. Его целью является привлечение представителей общественности к  процессу и результатам реализации компетентностного подхода в образовании. Основными задачами данного мероприятия являются: рекламирование образовательной деятельности учреждения, обучение родителей приемам постановки проблемных ситуаций, требующих разрешения, в результате чего происходит формирование ученических компетентностей.
   Общественный смотр достижений проводится в любой подходящей к возрасту учеников форме.  При этом приоритетными являются проектные формы обучения, уроки-дискуссии, уроки-исследования и т.п., что способствует формированию компетентностей.
При этом к содержанию такого открытого для общественности урока предъявляются следующие требования:
  • за основу урока берется изученный ранее учебный материал, который представлен в виде компетентностно – ориентированных заданий (см. Приложение 1);
  • предполагается наличие заданий для самостоятельной и групповой работы учащихся (наиболее продуктивными здесь считаются анализ текста и обобщение информации, обсуждение, создание текста, выступление — презентация) [2];
  • предусмотрена совместная деятельность детей и родителей или иных представителей общественности, а также привлечение их к заполнению карт достижений (см. Приложение 2).
Четкое планирование урока с учетом указанных требований поможет  родителям слабослышащих детей (и слышащих в том числе) увидеть на практике структуру и примерное содержание компетентностно – ориентированных заданий, реально увидеть достигнутый их ребенком уровень той или иной компетентности; обдумать собственные возможности по формированию компетентностей своего ребенка в ходе ежедневного общения с ним.
Проведение общественного смотра достижений предполагает соблюдение ряда условий. Самым важным из них является упреждающее формирование у родителей и широкой общественности ценностного отношения к  развитию компетентностей как образовательной цели. Естественно, это смогут сделать только просвещенные и систематически осуществляющие компетентностный подход учителя и руководители, чей профессионализм позволит доступно и авторитетно разъяснить новые цели, которые должна перед собой ставить школа.
Далее, нужно заранее (не менее чем за 2 недели) оповестить приглашенных на такой смотр о дате и времени его проведения. В число приглашенных представителей общественности могут войти:
  • администрация школы и ее педагогический коллектив (обязательно присутствие учителей среднего звена, которые будут преподавать у четвероклассников в следующем году учебные предметы),
  • руководители методических объединений школы, учителя соседних общеобразовательных школ, а также педагоги специальных коррекционных школ для детей с нарушениями слуха;
  • родители нынешних учеников и родители будущих первоклассников из детских садов, с которыми сотрудничает школа (они могут быть приглашены к учителю 4 класса, который будет набирать 1 класс в будущем году);
  • старшеклассники – шефы; представители общешкольного родительского комитета.
Не позднее, чем за две недели до смотра в классном уголке необходимо разместить все примерные упражнения или перечень правил, тем, по которым будут даны задания в день общественного смотра достижений. Ученики могут воспользоваться данным временем для повторения материала и самоподготовки к этому мероприятию.
Выбор оптимального времени – еще одно важное условие для успешного проведения данного мероприятия. Лучше всего для этого мероприятия подходит суббота, т.к. она является выходным днем для родителей, и они смогут без особых проблем откликнуться на приглашение стать участником данного события.
Не менее важным условием является психологическая, а также методическая готовность самого учителя к демонстрации перед широкой общественностью как своего мастерства и умения работать с особой категорией учеников, так и достижений учащихся. Завуч начальной школы и руководитель методического объединения должны оказать учителям (особенно тем, кто впервые будет участвовать в этом мероприятии, или вновь прибывшим и молодым специалистам) необходимую помощь в организации и разработке сценария (конспекта) общественного смотра достижений.
    При подведении итогов открытого урока – смотра важно учесть следующие рекомендации [2]:
1. По возможности исключить награждения и призы за правильно выполненные задания, при этом оценивание и похвала вполне приемлемы.
2. Не следует использовать на уроке ситуации соревнования: необходимо приучать ученика  к анализу и сравнению своих собственных результатов и достижений. Игровые виды деятельности могут заменить соревнование.
3. Стараться избегать установления временных ограничений там, где это представляется возможным, так как это не только подавляет развитие творчества, но и препятствует развитию внутренней мотивации.
4. Ориентировать учебные задания на возраст учеников и их ограничения, т.е. они должны иметь индивидуальный уровень сложности, способствовать проявлению мастерства и компетентности ребенка.
5. Подбирать учебные задания с элементом новизны и непредсказуемости, что будет способствовать формированию внутреннего интереса в процессе их
выполнения.
6. Стараться работать с субъективным учебным материалом ребенка даже в предметной области, используя имеющийся у него житейский опыт [3].
     Праздничное завершение данного события было бы уместно и даже необходимо для последующего сотрудничества педагогического коллектива школы с семьями учащихся. Совместное классное чаепитие, игры, развлечения, концерт с участием школьников станут прекрасным окончанием дня.
Итоги проведения общественного смотра достижений следует также подвести в педагогическом коллективе. На заседании методического объединения учителей анализируются выявленный уровень компетентностей и качества знаний учеников, степень профессионализма учителя с учетом оценки, данной общественностью. Детально анализируются и оцениваются методы и приемы, которые использовал учитель с целью включения слабослышащего ребенка в учебную и коммуникативную деятельность; обсуждаются результаты, показанные каждым учащимся; разрабатывается индивидуальный план для дальнейшей работы с семьей (беседы, консультации для родителей; совместные действия по ликвидации пробелов в знаниях, развитию ученических компетентностей).
Таким образом, как показывает наш опыт, своеобразный вид практикума –общественный смотр достижений является эффективной формой  сотрудничества с семьями детей с особыми образовательными потребностями, на котором педагоги демонстрируют возможные приемы и средства включения ребенка с нарушенным слухом в коммуникации, как с близкими, так и с незнакомыми людьми в разных ситуациях, что приводит к положительной динамике в формировании ключевых ученических компетентностей.
Приложение 1.
Урок литературного чтения в 4 классе (программа «Школа России»).
Тема урока: художественный образ героев сказки С. Т. Аксакова «Аленький
цветочек».
Тип урока: повторение и  закрепление изученного материала.
Цели: формирование ученических компетентностей через выполнение компетентностно-ориентированных заданий.
Задачи урока:
  1. Образовательные: формировать у учащихся целостное представление об основной идее сказки; обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведения, развивать умение давать характеристику героям произведения; развивать навык  самоанализа учащимися собственной деятельности на уроке через листы достижений.
  2. Развивающие: развивать фантазию, воображение; воспитывать у детей положительные эмоции, настрой.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация к уроку, учебник «Литературное чтение», мультфильм «Аленький цветочек», листы достижений, карточки для пожеланий, карточки «Значение слов».
Ход урока
I.Организационный момент. Психологический настрой.
II.      Мотивация. Целеполагание.
   — Сегодня на уроке мы продолжим работу над сказкой « Аленький  цветочек»
(слайд №1).
      — Кто написал эту сказку? (слайд №2)
-Определите цели сегодняшнего урока. На партах у вас лежат листы достижений.
Предположите, к каким достижениям можно каждому из вас сегодня стремиться.
Что будем в них отмечать, какими условными знаками пользоваться?
III.    Работа по теме урока.
1. Рассказ учащихся о жизни Аксакова. (Каждая группа получает текст с биографией Аксакова, получает задание: выбрать важную информацию о жизни писателя, представить классу. Личное участие  обучающиеся фиксируют в индивидуальных листах достижений, см. Приложение 2).
Текст для 1 группы.  Сергей Тимофеевич Аксаков родился в 1791 году в Уфе. Отец его служил прокурором. На формирование будущего писателя исключительное влияние оказала его мать Мария Николаевна. Между ними установились дружеские, редкие отношения. Мать разделяет и  горести и радости своего сына, выступает его советчиком. Сережа пристрастился к чтению книг, чему способствовали принятые в семье совместные чтения по вечерам. Свою первую книгу он выучил наизусть.
Текст для 2 группы.  Как-то к маленькому мальчику Сереже Аксакову пришла перед сном «деревенская Шахерезада», ключница Пелагея, «помолилась Богу, подошла к ручке, вздохнула несколько раз, по своей привычке всякий раз приговаривая: «Господи, помилуй нас грешных», села у печки, начала говорить немного нараспев:   »В некиим царстве, в некиим государстве жил-был богатый купец, именитый человек. Много у него было всякого богатства, дорогих товаров заморских, жемчугу, драгоценных каменьев, золотой и серебряной казны; и было у того купца три дочери, все три красавицы писаные, а меньшая лучше всех…»
Текст для 3 группы.  Пелагея-крепостная крестьянка. В юности со своим отцом она бежала от жестокого обращения своего хозяина-помещика  из Оренбурга в Астрахань. В родные места вернулась только через двадцать лет после смерти барина. Ключница Пелагея — прислуга в поместье Аксаковых, следила за хозяйством в доме. У нее были все ключи от кладовых. Очень часто ее приглашали в дом, для того чтобы рассказала сказки перед сном для маленького Сережи. Она была великая мастерица рассказывать сказки. Сергей очень любил сказку «Аленький цветочек». Он слышал ее в продолжение нескольких лет не один десяток раз, потому что она очень ему нравилась. Впоследствии выучил ее наизусть и сам рассказывал со всеми прибаутками.
Текст для 4 группы.  В 9 лет Сергея помещают в Казанскую гимназию. Мальчик очень любил природу. Он обладал даром натуралиста. Радуется приходу весны, замечает приметы, пытливо наблюдает. В гимназии естествознание было его любимым предметом. Так же в гимназии новый Аксаков испытывает потребность писать. Через 4 года Сергей Аксаков – студент Казанского университета. Там он играет в студенческом театре.
Текст для 5 группы.  А через 3 года Сережа оставляет университет и приезжает работать в Петербург. Здесь он женится. Позже решает поселиться в деревне Абрамцево, чтобы заняться сельским хозяйством. Но через 10 лет семья Аксаковых вновь появляется в Москве. Сергей Тимофеевич сближается с литераторами. Он был знаком с Пушкиным, Гоголем, Толстым. В эти же годы писатель полностью отдается литературному творчеству.
Текст для 6 группы.  Осенью 1854 года в подмосковное Абрамцево, где Аксаков жил почти безвыездно, приехал из Петербурга средний сын, Григорий, и привез с собою пятилетнюю дочь Оленьку. Именно тогда Сергей Тимофеевич в последний раз почувствовал себя здоровым и молодым. Радостная, бегала Оленька по дому и не умолкала никак: «Дедушка, ты обещал пойти на реку!.. Дедушка, а где лесной Мишка живет?.. Дедушка, расскажи сказку!» И он стал рассказывать ей про свои детские игры, про старые книжки, что запоем читал когда-то в далекой Уфе, про свои зимние и летние поездки из города в деревню и обратно, про рыбную ловлю, которой увлекся едва ли не с младенчества, про бабочек, которых ловил и собирал…
Текст для 7 группы. Погостивши, Оленька уехала. Настала зима. 26 декабря 1854 года ей исполнилось шесть лет, и дедушка послал ей подарок: стихотворение — совершенно детское и простое:  если Бог даст силы….  Обещание свое дед исполнил, хоть и не через год, а немного позже, уже почти перед смертью. К тому времени он был очень болен и почти слеп, поэтому сам не писал, а диктовал дочерям свои воспоминания. Книжка вышла с посвящением: «Внучке моей Ольге Григорьевне Аксаковой». Последние годы жизни Сергея Тимофеевича Аксакова отмечены удивительной творческой деятельностью. Умер писатель на 68-м году
жизни в Москве.
 2. Выборочное чтение. Игра «Оживи картинку». Детям демонстрируются 3
отрывка из мультфильма «Аленький цветочек» без звука». Задание: найти этот
эпизод в тексте и прочитайте. Личное достижение фиксируется в листах достижений.
3. Работа по содержанию сказки в форме фронтальной беседы, составление характеристик героев (в выполнении этого задания могут привлекаться гости, если ученик решится обратиться к ним за помощью, советом или с вопросом).
Какие гостинцы попросили дочери? Каким же образом очутился купец в темном дремучем лесу, во дворце? (краткий пересказ). Какие чудеса он увидел в том дворце? (прочитать выборочно). Каким оказался цветочек? Прочтите. Что случилось, когда купец сорвал его? (зачитать). Почему чудовище отпустило купца? Какое условие оно поставило? Итак, в зачарованном дремучем лесу купец нашел и сорвал для младшей дочери аленький цветочек, но тот час явился зверь лесной, чудо морское. Смерть ждет купца, если одна из дочерей не пойдет жить к чудовищу. Как встретили дочери отца, когда он возвратился? (пересказ). Почему именно младшая дочь согласилась отправиться к чудищу?
Как девушке жилось у чудища? (пересказ). Каким образом общались чудище и девушка? Когда в первый раз появилось чудище страшное, безобразное, что вы почувствовали? Как отреагировала девушка, когда увидела чудище? Почему же девушка перестала его бояться? Каким она его видела? (дочь купца совсем не боялась чудища и мы стали смотреть на него ее глазами).  Почему же все-таки она решила побывать дома? Прочтите. Какое условие поставил зверь морской? (прочитать). Девушка очень любила чудовище за его доброту и ласку и, конечно, уж она не могла нарушить своего слова и опоздать к своему другу. Что придумали сестры, чтобы их младшая сестра не попала в назначенный час во дворец? Почему они это сделали? Как все изменилось, когда девушка снова появилась во дворце? (зачитать). Где нашла девушка друга сердечного? С какими словами бросилась она к чудовищу? Что с ним произошло?                                                                                                         Народная мудрость гласит: «Хорошим словом мир освещается». Благодаря доброте девушке, чудовище превратилось в принца. Кто наложил на принца это страшное заклятие? Почему именно младшая купеческая дочь помогла принцу? А как вы считаете, ребята, почему сказка названа «Аленький цветочек»? Является ли он главным героем? Почему? Превратилось бы чудище в принца, если б на месте младшей дочери купца оказалась другая из дочерей? И могла ли другая дочь купца, получив цветочек, оказаться на месте младшей? Почему? Эта сказка о цветочке, или аленький цветочек сравнивают с сердцем младшей дочери? О чем же эта сказка? «Аленький цветочек» — сказка о любви и благодарности.
4. Работа над смыслом сказки.
Чему она нас учит? Запишите ответ на этот вопрос. Пусть это будет обращением к вашему младшему другу таким, чтобы ему захотелось прочитать эту сказку. Продолжите фразу «Друг,  советую тебе  прочитать сказку Аксакова «Аленький цветочек». Она учит … (после самостоятельной работы  зачитываются обращения, высказываются мнения, результаты заносятся в лист достижений).
Она учит нас на добро отвечать добром. На заботу своею заботой. И тогда никакие заклятья не страшны. Тогда в любом чудище безобразном и противном для всякого человека откроется сокрытый и заветный «молодой принц — королевич». И ни мечей булатных, ни каменьев самоцветных для чуда и подвига такого не надобно. Только бы любовь была жива, да аленький цветочек не увял.
IV. Итог урока
1. Заключительное слово.
«Аленький цветочек»… Мог ли кто из обширной семьи Аксаковых предположить, что именно этой, реставрированной дедушкиной сказке суждено бессмертие? Что именно эта бесхитростная, хотя и фантастическая, история о том, как черное зло в жизни побеждается любовью  и благодарностью, станет навсегда символом рода Аксаковых? Что слова «аленький цветочек» будут первыми, приходящими на ум после того, как будет произнесена эта фамилия? Какой же смысл вложил писатель в образ волшебного аленького цветочка? Аленький цветочек — символ настоящей преобразующей любви. Настоящая любовь видит душу человека, его внутреннюю, скрытую от глаз, красоту. Под ее воздействием любимый человек преображается — становится красивее, лучше, добрее. Любовь, доброта и сострадание — самые главные человеческие чувства. Они могут изменить не только человека, которого мы любим, но и мир вокруг сделать лучше, чище, красивее.
2. Домашнее задание.
Как мы теперь знаем, сказка «Аленький цветочек» — результат творческого союза С. Т. Аксакова и ключницы Пелагеи. Предлагаю и вам поучаствовать в создании сказки — придумайте начало истории, ведь мы не знаем, по какой причине злая волшебница прогневалась на королевича. Напишите в тетради по чтению небольшое сочинение на тему: «Почему появилось на свет чудище?» Выполните задание на карточках «Значение слов». Соедините стрелкой фразы устаревших слов с  их современным значением.
Пригорок муравчатый.
Старая русская мера длины       (2м13см).
Яства сахарные.
Спать легла.
Опочивать легла.
Шелковая ткань, расшитая
золотистыми нитями.
Челядь дворовая.
Стол с зеркалом.
Парча.
Еда, кушанье
Сажень.
Бугорок, поросший мягкой   и сочной травой.
Паче зеницы ока.
Слуги, дворовые.
Тувалет.
Беречь больше, чем глаза.
  1. Рефлексия. Мы работали на уроке с листами достижений. Какие достижения вы совершили? Что было трудно зафиксировать в листе достижений? Какие  цели для работы над собой вы можете теперь поставить? (Вопросы адресуются лично каждому).
Приложение 2.
ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ___________________________________________
Урок литературного чтения
Что я делал? Как работал?
Работа в группе
1) Работа с новой информацией
(биография писателя)
Говорили по очереди
Слушал внимательно других
Выступал сам перед  одноклассниками
Помогал выступать товарищу
2) Работа с текстом сказки
Активно искал сам
Находил с помощью
Прочитал без ошибок
Прочитал выразительно
3) Работа по содержанию сказки
Отвечал на вопросы
Задавал вопросы другим
Приводил примеры из текста
Слушал внимательно других
4) Составление обращения к младшему другу
Написал обращение
Задавал вопросы другим
Зачитывал обращение классу
Сделал добавления исправления в своём тексте
5) Подведение итогов
Делал выводы по своей работе на уроке
Задавал вопросы другим
Высказывал суждения о работе одноклассников
Слушал внимательно других
Литература:
  1. Беляева, О. Л., Куншина, И. И. Нетрадиционные  формы  работы общеобразовательной  школы с родителями слабослышащих школьников, находящихся на интегрированном обучении / О. Л. Беляева, И. И. Куншина // Сб. статей V всероссийской конференции «Социализация личности в современных условиях».  ГОУ ВПО  «КГПУ им. В.П.Астафьева». – Красноярск. – 2007. С. 148 – 152.
  2. Каспржак, А., Митрофанов, К. Материалы для опытно-экспериментальной работы в рамках Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года / А. Каспржак,  К. Митрофанов. – М., 2002. – 96 с.
    1. Сурдопедагогика: учеб. для вузов / под ред. Речицкой Е. Г. — М. : ВЛАДОС. – 2004. — 665 с.
Сведения об авторах
1. Беляева Ольга Леонидовна, старший преподаватель кафедры коррекционной педагогики института специальной педагогики  ГОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева». Адрес: 660078 г. Красноярск, ул. Свердловская, д. 31 А, кв. 39. дом. т. 2-61-87-71, с.т. 8-923-342-84-07; e-mail 
2. Кушнирук Ольга Васильевна, учитель начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа №17» г. Красноярска. Адрес:660064 г. Красноярск, проспект Красноярского рабочего, д. 177 А, кв. 73. Дом. телефон 2-36-24-93;       e-mail  [email protected]

Понравилась статья? Расскажите друзьям!

Friend me:

Комментарии запрещены.