Коррекционно-педагогическая помощь детям после кохлеарной имплантации в условиях интегрированного обучения в общеобразовательной школе

Беляева О. Л.

Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» №17 г., Россия, oliyass@mail.ru
 
С  1999 года в средней общеобразовательной школе №17 г. Красноярска  при научном руководстве профессора, доктора
психологических наук Л. П. Уфимцевой осуществляется совместное обучение школьников с нарушенным и сохранным слухом по разным вариантам интеграции: частичной, комбинированной, временной.
Особую группу составляют обучающиеся, которым была проведена кохлеарная имплантация.  Данный способ слухопротезирования значительно повышает возможности детей с нарушенным слухом овладеть коммуникативной компетентностью и интегрироваться в естественную слухоречевую среду в наиболее ранние и оптимальные сроки [1].
На данный период в школе обучается 11 имплантированных школьников. Это ученики второго, третьего, четвертого, шестого и десятого классов. В среднем все они имеют  «стаж» пользования имплантатом около 3-5 лет. Многие из них были проимплантированы в старшем дошкольном возрасте, поэтому первую коррекционно-педагогическую помощь они получали в краевом сурдологическом центре, а также в дошкольных учреждениях в течение последующих 1-2 лет после операции (в целом же они прошли полную дошкольную подготовку). Данная группа дошкольников являлась потенциальными кандидатами для обучения в массовом классе общеобразовательной школы. Однако, по итогам комплексного сурдопедагогического, психологического и медицинского обследования специалистами краевой ПМПК им было рекомендовано обучение в специальном классе для детей с нарушениями слуховой функции с дальнейшей возможной интеграцией в обычный класс, поскольку уровень сформированности компонентов коммуникативной компетентности у них еще не был достаточным для обучения среди слышащих сверстников.
Пороги физического слуха имплантированных детей приближаются к норме после проведения операции, а возможности мозговых структур в восприятии, различении и распознавании речевого материала изначально  отсутствуют, позже – ограничены. С целью расширения слухоречевых возможностей детей с кохлеарным имплантатом необходимо в условиях интегрированного школьного обучения проводить специальную работу по слухоречевой реабилитации [2].
Поэтому в рамках временной интеграции  младшим школьникам оказывается следующая коррекционно-педагогическая помощь:
  1. 1.  Ежедневные занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению с сурдопедагогом по специальной методике [2, 3];
  2. 2.  Ежемесячные совместные со слышащими ровесниками мероприятия, имеющие коммуникативную направленность;
3. Уроки труда, на которых ученики с разными слухоречевыми возможностями объединяются для совместной деятельности и общения по теме урока. Учебно-тематическое планирование по данному учебному предмету, согласно Программе общеобразовательных учреждений и Программе  II вида, совпадают по тематике и видам работ, что позволяет проводить уроки следующим образом. Ребята с нарушенным и сохранным слухом из параллельных классов делятся на две подгруппы. Подгруппа 1 из массового класса отправляется на урок труда с подгруппой 1, состоящей из слабослышащих учеников. Его проводит учитель массового класса. У двух вторых подгрупп  аналогичным образом урок ведет учитель специального класса. При этом они выполняют одинаковую по тематике коллективную работу, например, коллаж из бумаги «Зима пришла» или макет «Школьный спортивный двор». В расписании для удобства эти уроки ставятся в одно и то же время в обоих классах.
  1. 4.  Ежедневные совместные прогулки и внеклассные часы в одной группе продленного дня, которую посещают также младшие школьники. Ученики с кохлеарным имплантом среднего звена также в индивидуальном порядке по желанию обучающегося и просьбе родителей присоединяются к ГПД для четвероклассников.
Педагоги отмечают, что коммуникативная активность имплантированных детей на интегрированных мероприятиях достаточно высока: они выступают с сообщениями, активно участвуют в диалогах со слышащими детьми, отгадывают загадки, которые предлагают здоровые ученики и т.д. Это указывает на то, что они уже умеют самостоятельно ориентироваться в свободных  коммуникативных ситуациях, что увеличивает их шанс в будущем перейти на комбинированный вариант интеграции.
Трое же учеников, слухопротезированных кохлеарным имплантатом,  уже обучаются в массовом классе, а после уроков посещают занятия с сурдопедагогом, где совершенствуют навыки слухового восприятия и произношения, поскольку уровень сформированности у них компонентов коммуникативной компетентности и общительности позволяют им быть понятыми одноклассниками. Сами они также свободно воспринимают речь окружающих на слуховой и слухозрительной основе. Они достаточно успешны, имеют только положительные оценки по всем предметам (в основном это «4» и «5»). На равных участвуют во всех классных и школьных мероприятиях, а также в школьных, районных, городских олимпиадах по учебным предметам. Принимают участие во всероссийских конкурсах и проектах (например, в проекте «Доступная среда: дорога в будущее», организованным компанией «Аудио — Исток», г. Москва).
Еще двое учеников, которым была проведена кохлеарная имплантация, уже окончили школу и на данный момент являются учащимися общей группы (совместно со слышащими подростками) профессионального училища № 20  г. Красноярска по специальности «Ювелир».
Такие результаты указывают на правильность и эффективность оказываемой коррекционно-педагогической помощи детям после кохлеарной имплантации в условиях интегрированного обучения в общеобразовательной школе.
Литература
  1. 1.  Беляева, О. Л., Уфимцева, Л. П. Формирование коммуникативной компетентности слабослышащих детей в процессе интегрированного обучения в общеобразовательной школе / О. Л. Беляева, Л. П. Уфимцева // Мат. международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы интегрированного, инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья». – Красноярск: гос. торгово-экономический институт, КГПУ им. В. П. Астафьева. – 2010. – 315 с. С. 59 – 67.
  2. 2.  Королева, И. В.  Кохлеарная имплантация и слухоречевая реабилитация глухих детей и взрослых. – М.: Издательство: Каро. – 2009. – 192с.
  3. 3.  Королева, И. В. Развитие слуха и речи у глухих детей раннего и дошкольного возраста после кохлеарной имплантации. СПб.: С.-Пб. НИИ уха, горла, носа и речи, 2008.- 286 с.

Понравилась статья? Расскажите друзьям!

Friend me:

Комментарии запрещены.